Танцы и кино. Специальный материал к 85-летию со Дня Рождения Рудольфа Нуреева

Автор
dance.ru
23594
0
23594
00:00 от 17.03.2023
Автор: Юлия Винар

17 марта 1938 года в плацкартном вагоне движущегося транссибирского экспресса появился на свет легендарный танцор и балетмейстер Рудольф Нуреев. Ошеломляющий талант, необычайная трудоспособность, преданность своей профессии и горячая татарская кровь дали Нурееву возможность войти в число самых популярных артистов балета, за всю историю его существования. Он обогатил балетное искусство возвышенностью движений, харизматичным, ярким исполнением мужских партий и недостижимым прыжком. Но свой самый знаменитый «прыжок» танцор совершил не на театральных подмостках.

В 1961 году 23-летний Рудольф после окончания гастролей труппы Кировского театра в Париже попросил политического убежища во Франции, став одним из самых известных «невозвращенцев» и первым беглецом среди советских артистов. Неординарная личность Нуреева снискала множество памятных отражений в искусстве: его именем назван балетный репетиционный зал в Парижской опере, Международный фестиваль классического балета в Казани, хореографический колледж в Уфе, а в 2017 году в Большом театре прошел спектакль «Нуреев». Сегодня по случаю 85-летия со дня рождения Рудольфа Нуреева мы остановимся на киновоплощении жизни легенды в ленте «Нуреев. Белый ворон» (режиссер Рэйф Файнс, 2018 года, производство: Великобритания, Франция).


Фильм начинается с объяснения идиомы «Белая ворона». Такой комментарий, на первый взгляд, кажется слегка неуместным, в силу очевидности игры слов. Но не стоит забывать, что в первую очередь фильм рассчитан на западную публику, для которой использованный в названии фразеологизм при переводе утрачивает свой смысл.

Так или иначе, создатели «в лоб» задают основную тему с первого кадра —— речь пойдет о необычной личности. Сюжет ленты — своеобразный триптих, в котором переплетены практически черно-белые кадры военного детства в Уфе, обучение в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой в Ленинграде и гастроли в Париже. Три важные нити, проходящие через фильм, немного сложны для восприятия из-за резкой смены, но именно благодаря им создается атмосфера напряжения и интерес к особенностям становления неординарной личности Нуреева во время важных жизненных периодов. Фоном к развитию личности и характера главного героя становится срез эпохи идеологического противостояния коммунистического СССР и капиталистического Запада. Фильм сравнивает два мира.

Одновременно запускаются три мини-сюжета — разговор в КГБ с преподавателем артиста Александром Ивановичем Пушкиным в 1961 году, требования юного Нуреева сменить учителя в Академии балета в 1955 году и его рождение в поезде в 1938 году. Поезд в кино всегда символизирует жизнь и ее движение, но поскольку это не только художественный прием, но и факт из биографии Нуреева — вся его жизнь и в фильме, и в реальности стала большим и увлекательным путешествием.

Оказавшись в Париже, «Рудик» отправляется гулять в одиночку и первым делом попадает на площадь Республики, в центре которой находится статуя женщины-республики. Крупным планом захватываются в объектив три важных для понимания картины слова — Liberte (Свобода), Egalite (Равенство) и Fraternite (Братство). Нуреев восторженно осматривает площадь свободы и бескрайнее голубое небо над ней, не замечая, что за ним наблюдают двое прикрепленных кгбшников. Возможно, именно этот момент становится переломным в сознании героя — осознание своего стремления к творчеству без преград, решимость обрести материальные блага жизни и, конечно, непреодолимая тяга к свободе. Танец для него — искусство, которое не может существовать в жестких рамках цензуры.

Большое внимание в ленте уделяется мировоззрению Нуреева о взаимодействии искусств. Параллельный монтаж сцены в Лувре и сцены урока в Ленинграде сопоставляет знаменитейшие произведения искусства с колоссальной работой главного героя над своим телом и техникой. Крупные планы экспонатов в музее уравнивают акцентированные контуры Рудольфа во время танца, обозначая влияние искусства на него как на танцора, вследствие чего он моделировал линии своего тела в движении по линиям изобразительного искусства, находя в них вдохновение. Его безграничная страсть к жизни, развивающая, как интеллект, так и физику, позволила ему добиться небывалых высот на сцене. Исполнителю главной роли Олегу Ивенко, при отличных технических данных и внешней схожести с Рудольфом, все же было сложно передать внутреннюю неуемную энергию, которой славился Нуреев.

Бытует мнение, что определить разницу между хорошим и гениальным танцором может только эксперт, но это заблуждение. Именно массовый зритель идентифицирует гения, не отдавая отчет причинам своего восторга. Это происходит на уровне инстинктов — когда зритель сталкивается с такой харизмой и яростной жаждой покорителя мира, он беспрекословно поклоняется ураганному таланту. Собственно, именно благодаря этим качествам Нуриеву прощались все капризы его несносного характера и образа жизни, а также эгоизм и эгоцентризм.

«Белый ворон» — это рассказ о таланте, амбициях и высокомерии. О природе гениальности и нарциссизме любого артиста. О выборе. Но в первую очередь это фильм о свободе во всех ее проявлениях.

«— О чем думаешь?
— Всегда Россия. Всегда русские. Балет изобрели французы.
Но энергия всегда приходит с Востока (…) То, что вы делаете,
не является технически совершенным. Иногда это даже немного неуклюже.
Но дух совершенен. Вы держите сцену и это важнее.
Только одна вещь может остановить вас на вашей премьере, и это страх.
— Я буду бороться со страхом.»

Из диалога Нуреева и его французского коллеги Пьера Лаккота. (с) «Нуреев. Белый ворон».
Другие новости
по темам
Другие новости по темам Балет Классическая Хореография
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев