Есть контакт: Пина Бауш и танцтеатр

Автор
dance.ru
27584
0
27584
20:00 от 08.02.2023
Автор: Дарья Калапышина

Вместе с автором рубрики «Есть контакт!» Дарьей Калапышиной мы ищем и находим яркие точки соприкосновения между танцем и другими видами искусства. В прошлый раз мы разбирались с тем, что сейчас происходит с танцевальными телешоу, а сегодня переходим к танцтеатру.

Понятие «современный танец» сейчас практически не имеет рамок. С одной стороны, это действительно хорошо, ведь свобода в искусстве всегда приводит к поиску, а затем и нахождению новых идей и форм их выражения. С другой стороны, отсутствие каких-либо границ означает, что как только условный «потребитель» пытается найти «своё», у него отсутствуют какие-либо ориентиры. Сейчас человек не может осмыслять культуру так, как мог это делать раньше.

Раньше он мог подумать, что хочет почитать о «типичном герое в типичных обстоятельствах», о бытовых ситуациях и открыть, например, «Петербургские повести» Гоголя. Мог подумать, устав от привычной формы: «А как ещё могут выглядеть стихи?», – и обратиться к футуризму Маяковского. Школы же танца и театра долгое время существовали в России буквально в единственном экземпляре. Когда одновременно работали Станиславский и Немирович-Данченко, а ещё «философски» ставил Евгений Вахтангов, и точно так же играл Михаил Чехов, были уверены, что по-другому быть не может. До XX века в стране единственным интересующим стилем танца был балет, который показывали в театре, поэтому можно сказать, что это самое прямое понимание «танцтеатра».

Однако тогда этого термина, конечно, не было, а сейчас под ним понимается совсем другое. Для начала разберемся с понятием «танцтеатр». Интернет дает следующее определение: «Танцтеатр – направление в танцевальном искусстве, композиции которого характеризуются драматичностью, насыщенностью сюжетных событий, отходом от традиционной балетной техники и предпочтением современного танца». 

Сразу же возникает первый вопрос: «А какие ещё существуют направления в танцевальном искусстве?» На самом деле, это понятие сейчас не установилось в российской культуре. Все говорят о танцевальных стилях, называя хип-хоп, контемпорари, джаз-фанк и электро, к примеру. Зачастую на афишах мастер-классов можно встретить словосочетание «авторская хореография», которое вынуждает перейти в социальные сети танцора и изучить, в какой манере и технике он работает. Однако всё это именно стили.

Сейчас можно сказать о двух основных направлениях развития танцевальной культуры: уличное и сценическое. Грубо говоря, хип-хоп и контемпорари. Танцтеатр же стоит немного обособленно. Кажется, он возникает как только танцорам становится интересно существовать на сцене не минуту, а час. Причём интересно это именно представителям направления сценического. Если в России танцтеатр появляется как будто «из ниоткуда», просто потому, что танцорам хочется выражаться в новых форматах, то в Европе он зарождается гораздо раньше и, как мне кажется, гораздо более осознанно. Сначала – как теория, которая только потом применяется на практике.

Имя Пины Бауш стало действительно популярным, когда музей современного искусства «Гараж» выпустил серию книг «Garage Dance». Книга Ройда Клименхага, исследователя танца и театра, «Пина Бауш. Обнажение телесного присутствия» сейчас ушла из продаж практически везде, но, конечно, осталась в цифровом варианте. Автор работы делает основной акцент на том, какие черты развития культуры повлияли на возникновение танцтеатра. По Клименхагу, это долговременное формирование культуры в рамках. Применимо же к танцу – в рамках классического балета. Фактически вся история создания танцтеатра – это прямое отрицание этих рамок.


Немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш

Ансамбль Бауш появился на сцене театра в Вуппертале (город в Германии) в тот момент, когда большинство танцовщиков покинуло труппу Ивана Сертика. Он создавал тогда балетные постановки. Бауш же сразу начала работать как бы «вместо» него: она стала воплощать в реальность собственное видение эстетики танца и делать его, если так можно сказать, более «демократичным». В основе её метода лежал принцип «голоса». Для неё первостепенной задачей было побудить танцовщиков «активно участвовать в создании новых хореографий, высказывая мнение, критикуя или советуя» (интервью «Балетному ежегоднику», 1973 год). Ей хотелось разрушить стереотип о том, что танцевать нужно «как обычно», что нет возможности поиска новых форм и отхода от рутин.

На самом деле, Пина Бауш всегда говорила о том, что в танце техники как таковой быть не должно, ведь сами движения ради движений не имеют никакого смысла. Именно поэтому она не понимала и не принимала балетную школу: танцовщики вынуждены показывать на сцене те истории, которые не готовы прожить сами. Через современный танец же виден новый вектор развития для самих танцовщиков: они уже не просто показывают технику, они готовы показывать себя как личности. Вот почему для танцтеатра, как написано в Википедии, принципиально важен «отход от традиционной балетной техники и предпочтение современного танца».

Пина Бауш считала, что модель соучастия должна реализовываться как в процессе постановочной работы, так и в моменте исполнения. Это привело к тому, что танцовщики стали показывать «собственное “я”» на сцене гораздо ярче. Самый очевидный, на мой взгляд, пример подобного высказывания – работа «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. У танцовщиц не было заготовленных хореографий, которые нужно начать исполнять в определённый момент. У них было лишь своего рода «техническое задание» – представление о сюжете работы. Они знали, что и за чем они должны показать зрителю, и каждый раз само высказывание получалось уникальным.

Сама форма определялась, в первую очередь, постоянным взаимодействием с декорациями: сцена была покрыта слоем земли. Танцовщицы по очереди появлялись на площадке, начинали осмыслять происходящее, пытались чувствовать всё окружающее, чувствовать себя и своё тело. На этой же земле они боялись быть принесёнными в жертву Весне. В этой же земле одна Избранная «роком» оставалась навсегда. Именно в ходе работы с «Весной священной» Пина Бауш сформулировала основную черту авторского метода. Звучит она просто: «До изнеможения». Затем, воплощая другие высказывания, она вывела ещё несколько таких «ключей». Однако именно этот помогает понять ещё одну часть определения с Википедии: «композиции характеризуются драматичностью, насыщенностью сюжетных событий».

Кажется, контакт установлен, хотя про метод Пины Бауш мы сказали, конечно, далеко не всё, но вспомним ещё не раз в ходе разговора о танцтеатре.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев