Диалог со зрителем в танцевальном спектакле «Адам и Ева»: интервью с режиссёром и хореографом Ольгой Васильевой

Автор
dance.ru
145987
0
145987
17:40 от 31.01.2023
Автор: dance.ru

Спектакль «Адам и Ева» в этом году был выдвинут на премию «Золотая маска» в пяти номинациях. Он рассказывает о зарождении новой жизни, умении чувствовать друг друга, а также откликаться и проживать.

Редакция портала dance.ru поговорила выпускницей Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, балетмейстером, основателем VASILEVADANCECO, хореографом и режиссером спектакля «Адам и Ева» Ольгой Васильевой о том, что зритель сможет открыть для себя в танцевальном спектакле, почему номинация на «Золотую маску» стала приятным сюрпризом и на что, по мнению Ольги, обращает внимание экспертный совет премии при выборе номинантов.

Расскажите о спектакле «Адам и Ева» - откуда появилась идея?

Идея пришла очень просто: я увидела работы моей подруги, фотографа Виктории Назаровой с танцовщиками Юлианой Анфимовой и Максимом Клочневым. Я воскликнула: «Боже, какая красота. Это ведь Адам и Ева», и из шутливого «давай сделаем спектакль» получилось реальное произведение. Спектакль «Адам и Ева» подразумевает диалог со зрителем о том, ради чего мы приходим в этот мир – любить, заботиться и оберегать друг о друга, наслаждаться этим. Мне самой хочется, чтобы в мире, в котором я существую, и во времени, в котором я живу, было бы больше понимания, сострадания, ценности самой жизни.


Сцена из спектакля «Адам и Ева». Фотография Ирины Туминене.

Кто они, герои спектакля «Адам и Ева»?

Это два человека, которые находятся в общем пространстве и вне конкретного времени. В спектакле представлены мои размышления о том, какими могли быть первые люди на этом свете, но также это рассказ о том, что происходит здесь и сейчас с конкретными людьми. Это их история со своим началом, развитием и завершением. Однако финал спектакля еще не конец. Для меня было очень важно, чтобы по окончании представления у зрителя остались ощущения света, добра, надежды, несмотря на все то, что происходило на сцене во время действия. Хотелось показать, что все есть некий опыт, события и этапы сменяют друг друга – в этом заключено развитие и становление каждого человека.


Репетиция спектакля «Адам и Ева». Фотография Виктории Назаровой.

Что найдет в этом спектакле для себя зритель?

Мне бы хотелось, чтобы зритель, в первую очередь, прочувствовал происходящее на сцене через призму своих эмоции и ощущений. Чтобы у зрителя появилось желание быть добрым и открытым, доверять этому миру и своему пути. В спектакле много красоты, много чувственности и телесности, моментов, за которыми интересно наблюдать.
Кроме того, история в спектакле выстроена драматургически, но все же я не ограничиваю артистов в творчестве, ребята могут импровизировать. Мне самой интересно, каким может быть финал спектакля, какого он будет оттенка. Тем более, хочется узнать, как отзовется эта история у зрителей.

Чем выделяется данный спектакль среди прочих Ваших творений? Есть ли у Вас любимая работа?

Я очень люблю то, чем занимаюсь, в этом мое развитие и становление, как личности и художника. С каждой постановкой я ощущаю новый опыт, с которым иду дальше. Выделить какую-то одну работу я не могу. Что касается этой постановки, я бы хотела отметить команду и, так сказать, удачное стечение обстоятельств, событий, встреч – у нас всех получилось соединиться и сделать это вместе. Хочется отдельно отметить художника Павла Брата, который сделал невероятную инсталляцию. У Павла получилось самодостаточное художественное высказывание, которое гармонично соединилось с тканью спектакля и движениями танцоров. Большая радость работать с молодыми талантливыми танцовщиками, которые обладают не только большими физическими и эмоциональными возможностями, но делают это с открытым сердцем и сознанием, с собственным желанием творить и привносить новое. Они добавили в работу свою индивидуальность, личное ощущение и эмоции. Конечно же, нельзя не упомянуть саунд-дизайнера Дарью Анжерскую, которая создала невероятное полотно из звуков, шорохов и композиций Генри Пёрселла и Эдисон Денисова, и художницу по свету Ксению Котенёву, добавившую настоящие магию и волшебство в постановку. Я с большим удовольствием говорю о наших ребятах, это большое счастье, когда складывается такая классная команда.

Как именно хореография, использованная в спектакле «Адам и Ева», помогает раскрыть сюжет?

Эта тема мне сейчас очень близка и актуальна, это про бытовое и божественное, интересно, как эти смыслы соединяются и существуют в жизни человека. Именно современный танец дает возможность рассказать историю с этих двух ракурсов. Мне было интересно работать над соединением бытового жеста и абстрактного чувственного движения. В истории появления в пространстве двух людей и развития их взаимоотношений есть множество слоев: телесный, эмоциональный, процесс выбора. На мой взгляд, важно сейчас говорить о любви, понимании и чувствовании. Я обращаюсь к истокам, чтобы сказать о важном - зачем мы приходим в этот мир. Мы приходим любить. Спектакль говорит о божественности в каждом человеке через каналы движений, которые встречаются нам каждый день.

Тизер спектакля «Адам и Ева». Нажмите для просмотра видео.

Номинация на «Золотую Маску» была ожидаема или стала приятным сюрпризом?

Это было очень приятным сюрпризом. О том, что мы в списке номинантов «Золотой маски» этого года, мне написал наш художник. Мы радовались всей командой, скажу больше - верещали. Конечно, с одной стороны, это большая радость, с другой стороны, огромная ответственность. Впереди много работы, как это всё организуется, как покажется. Да, есть волнение и трепет, и я очень надеюсь, что у нас всё будет хорошо. Хочется верить, что номинация поможет для дальнейшего развития нашего спектакля и моего проекта VASILEVADANCECO. Ведь быть частью такого именитого фестиваля – это большая честь.
Нам хочется, как можно больше делиться спектаклем. Надеемся, что будем продолжать показы в Петербурге и Москве, и будем рады рассмотреть предложение о показах в других городах. Ведь работа действительно живёт, только когда её показывают, ей необходим зритель и момент становление и рождения при свидетелях.

Это уже не первая Ваша номинация на Премию (спектакль «Мы», 2019 год) - есть ли разница по ощущениям и ожиданиям сейчас и тогда?

Ощущения, конечно, разные. Время идёт, ты развиваешься, меняешься, начинаешь по-другому относиться к событиям своей жизни. Правда, как и в 2019 году, в этом году я испытываю трепетное волнение. Но думаю, что в этот раз у меня получится больше сфокусироваться на важных вещах и больше запомнить всё происходящее. При первой номинации, конечно, эмоции зашкаливали (смеется). Посмотрим, как все будет в этом году, пока все мысли и эмоции приятные. Сейчас отвечая на вопросы, я в очередной раз испытываю невероятную радость и волнение, трепет от того, что это всё происходит со мной и с этим спектаклем. Я очень ценю его и хочу, чтобы у «Адама и Евы» был красивый путь из множества показов.

Чем отличаются работы «Мы» и «Адам и Ева»?

Спектакль «Мы» по знаменитому роману Евгения Замятина - действительно большая работа со множеством танцовщиков. Я же выступала приглашённым хореографом – и, пожалуй, это главное отличие. Когда спектакль твой, это, конечно, иначе, совершенно другие организационные процессы. Важно отметить, что я к этому очень стремилась, к своему личному проекту, в котором я и хореограф, и продюсер.

Как Вы думаете, на что обращает внимание экспертный совет «Золотой Маски» при выборе спектакля в качестве номинанта на премию?

Я могу только предположить. По моему ощущению, это идея, высказывание, которое несёт сам спектакль, и его художественное воплощение. Потому что спектакль - это такой большой корабль, который плывёт и у которого есть капитан, но без команды, безусловно, нет и самого корабля. Думаю, когда все творческие энергии соединяются, будь то специально или по счастливому и волшебному стечению обстоятельств, тогда рождается по-настоящему удачный, красивый спектакль, который вступает в диалог со зрителем. Наверно, на такой спектакль обращает внимание экспертный совет.

Фотография обложки авторства Виктории Назаровой.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024

Все для танцев