Танцы и кино: 30 лет культовой танцевальной сцене из «Криминального чтива»
3328
0
3328
18:38 от 28.09.2024
Автор:
Юлия Винар
29 сентября 1995 г. в Киноцентре на Красной Пресне состоялась российская премьера фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Однако на своей родине картина вышла в прокат годом раньше, так что фактически 2024 год стал для культовой ленты юбилейным. Вторая самостоятельная лента, тогда еще только подающего надежды молодого режиссера, тридцать лет назад «взорвала» экраны и кинопрокат во всем мире, навсегда закрепив за Тарантино позицию самобытного и смелого художника.
«Криминальное чтиво» вызвал бурную реакцию не только зрителей, но и кинематографистов всех мастей, именно с нее начался «бум» криминальных фильмов, под знаком которого прошла вторая половина 90-х в кино. Много жестокости, запрещенных веществ, нецензурной лексики, черный юмор — казалось бы, что делать такому фильму в рубрике «Танцы и кино»? Ответ на этот простой вопрос понятен всем, даже тем, кто не смотрел криминальную драму, не интересуется творчеством Квентина Тарантино, да и в целом кинематографом. Конечно же, речь в статье пойдет о танце в исполнении Мии Уоллес (Ума Турман) и Винсента Веги (Джон Траволта) под композицию Чака Берри «You Never Can Tell» (1964 г.).
Однако прежде чем обсудить непосредственно танец, несколько слов о Тарантино и создании самого фильма. Квентин увлекался кино с 8 лет, проводя в кинотеатре много времени и просматривая чуть ли не каждый день по 2-3 картины. Повзрослев, он устроился в кинопрокат и смотрел, в буквальном смысле, все подряд. Особое внимание киномана привлекали картины, принадлежащие к направлению «французской новой волны» и, в частности, кинематограф Жан-Люка Годара.
Все это оказало влияние на творчество Тарантино, где даже можно найти некоторые отсылки к одному из отцов «новой волны». Именно в «Криминальном чтиве» в образе, созданном Умой Турман, читается параллель с образом Анны Карины (Нана в фильме «Жить своей жизнью», реж. Жан-Люк Годар, Франция, 1962 г.). Несмотря на то, что сюжеты этих лент и героини не похожи, обе женщины стремятся к своеобразной свободе и выражают ее именно в танце. В танцевальной сцене не только прическа Мии Уоллес, но твистовая музыка и даже некоторые выразительные танцевальные движения отсылают к соло танцу в бильярдной Карины
Зная страсть Квентина Тарантино к переписыванию истории, можно предположить, что Мия Уоллес — это версия Наны из 90-х. Ведь каждая героиня просто пытается «жить своей жизнью», но время диктует свои правила. А успешное замужество и финансовая стабильность в новом времени не обязательно гарантируют внутреннюю свободу, а иногда и совсем наоборот. Интересен тот факт, что Анна Карина была музой (и даже одно время была его женой) и снималась во многих фильмах Жана-Люка Годара, а Ума Турман стала музой для Квентина Тарантино и их творческий союз продолжился в фильмах «Убить Билла» (США, 2003 г. и 2004 г.).
Когда речь заходит о творчестве Тарантино, едва ли можно рассчитывать, что даже наименьшая из деталей в его повествовании случайна. Именно поэтому цитата из фильма Годара является наверняка важной, но все же не определяющей в выборе танца для знаменитой сцены. Помимо упомянутой сцены танец Винсента и Мии также вновь отсылает зрителя к «Банде аусайдеров» и к сцене танца из мультфильма «Коты-аристократы» (реж. Вольфганг Райтерман, США, 1970 г.).
Песня американского музыканта Чака Берри «You Never Can Tell» получила вторую волну популярности после выхода на экраны «Криминального чтива», но, по словам самого Тарантино, именно эта песня и ее лирика позволили придать танцевальной сцене особую «нововолновскую» атмосферу. Неслучаен и выбор танца: Винсент Вега танцует с женой своего босса твист.
Название танца, английское слово twist означает «кручение, верчение». Отличие твиста от прочих похожих танцев заключалось в его бОльшей демократичности, но в то же время и консервативности с точки зрения этики и общественной морали: партнёр мог крутиться и вертеться сам, а не крутить и вертеть друг друга. Такой подход в танце был революционным для своего времени и делал его самодостаточным. Танец давал преимущества девушкам, которым теперь не нужно было ждать приглашения кавалера, и они могли при желании самостоятельно в него вступать. Такое определение твиста весьма коррелирует с сюжетной линией главы «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса». Между парой явно пробежала искра, но положение не позволяет ни одному из них даже слегка намекнуть на нечто большее. В танце намеки становятся очевидными. Но именно выбранный твист не позволяет им сблизиться: и Миа, и Винсент наслаждаются и танцем и друг другом, но по законам танца они не могут друг до друга дотронуться, в такой танцевальной паре главенствует принцип равноправья, ведь нет откровенно ведущего или ведомого, поэтому и обмен энергией, и флирт происходят на расстоянии.
Но есть еще одна, более «практичная» причина выбора твиста для упомянутой сцены. Тарантино написал сцену танца Мии и Винсента до того, как на роль был утвержден Джон Траволта. На момент съемок ему было сорок лет и он не мoг двигаться так же свободно и зажигательно, как в «Лихорадке субботнего вечера» (реж. Джон Бэдэм, США, 1977 г.) и «Бриолине» (реж. Рэндал Клайзер, США, 1978 г.). Когда Траволте было восемь, он выиграл соревнования по твисту — еще одна причина, почему выбор режиссера пал на твист. Траволта добавил популярные в то время танцевальные движения «бэтмен», «попутчик», «пловец» и другие и научил двигаться Уму Турман. Тарантино сам с ручной камерой подтанцовывал паре, настолько зажигательным оказался танец.
«Криминальное чтиво» получил множество престижный премий, в том числе «Оскар» и «Золотой Глобус» за лучший сценарий, а также принес Тарантино главный приз Каннского фестиваля — Золотую пальмовую ветвь. Лента оказало влияние не только на индустрию кино и медиа, но, будучи образцовым постмодернистским произведением, повлияла на поп-культуру в целом. За бандитской историей можно разглядеть сложное философское произведение, пронизанное духом своего времени. Однако, нам оно запомнилось, в первую очередь, ярким танцем, ставшим одним из самых популярных и цитируемых в истории кино.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
«Криминальное чтиво» вызвал бурную реакцию не только зрителей, но и кинематографистов всех мастей, именно с нее начался «бум» криминальных фильмов, под знаком которого прошла вторая половина 90-х в кино. Много жестокости, запрещенных веществ, нецензурной лексики, черный юмор — казалось бы, что делать такому фильму в рубрике «Танцы и кино»? Ответ на этот простой вопрос понятен всем, даже тем, кто не смотрел криминальную драму, не интересуется творчеством Квентина Тарантино, да и в целом кинематографом. Конечно же, речь в статье пойдет о танце в исполнении Мии Уоллес (Ума Турман) и Винсента Веги (Джон Траволта) под композицию Чака Берри «You Never Can Tell» (1964 г.).
Однако прежде чем обсудить непосредственно танец, несколько слов о Тарантино и создании самого фильма. Квентин увлекался кино с 8 лет, проводя в кинотеатре много времени и просматривая чуть ли не каждый день по 2-3 картины. Повзрослев, он устроился в кинопрокат и смотрел, в буквальном смысле, все подряд. Особое внимание киномана привлекали картины, принадлежащие к направлению «французской новой волны» и, в частности, кинематограф Жан-Люка Годара.
Все это оказало влияние на творчество Тарантино, где даже можно найти некоторые отсылки к одному из отцов «новой волны». Именно в «Криминальном чтиве» в образе, созданном Умой Турман, читается параллель с образом Анны Карины (Нана в фильме «Жить своей жизнью», реж. Жан-Люк Годар, Франция, 1962 г.). Несмотря на то, что сюжеты этих лент и героини не похожи, обе женщины стремятся к своеобразной свободе и выражают ее именно в танце. В танцевальной сцене не только прическа Мии Уоллес, но твистовая музыка и даже некоторые выразительные танцевальные движения отсылают к соло танцу в бильярдной Карины
Зная страсть Квентина Тарантино к переписыванию истории, можно предположить, что Мия Уоллес — это версия Наны из 90-х. Ведь каждая героиня просто пытается «жить своей жизнью», но время диктует свои правила. А успешное замужество и финансовая стабильность в новом времени не обязательно гарантируют внутреннюю свободу, а иногда и совсем наоборот. Интересен тот факт, что Анна Карина была музой (и даже одно время была его женой) и снималась во многих фильмах Жана-Люка Годара, а Ума Турман стала музой для Квентина Тарантино и их творческий союз продолжился в фильмах «Убить Билла» (США, 2003 г. и 2004 г.).
Когда речь заходит о творчестве Тарантино, едва ли можно рассчитывать, что даже наименьшая из деталей в его повествовании случайна. Именно поэтому цитата из фильма Годара является наверняка важной, но все же не определяющей в выборе танца для знаменитой сцены. Помимо упомянутой сцены танец Винсента и Мии также вновь отсылает зрителя к «Банде аусайдеров» и к сцене танца из мультфильма «Коты-аристократы» (реж. Вольфганг Райтерман, США, 1970 г.).
Песня американского музыканта Чака Берри «You Never Can Tell» получила вторую волну популярности после выхода на экраны «Криминального чтива», но, по словам самого Тарантино, именно эта песня и ее лирика позволили придать танцевальной сцене особую «нововолновскую» атмосферу. Неслучаен и выбор танца: Винсент Вега танцует с женой своего босса твист.
Название танца, английское слово twist означает «кручение, верчение». Отличие твиста от прочих похожих танцев заключалось в его бОльшей демократичности, но в то же время и консервативности с точки зрения этики и общественной морали: партнёр мог крутиться и вертеться сам, а не крутить и вертеть друг друга. Такой подход в танце был революционным для своего времени и делал его самодостаточным. Танец давал преимущества девушкам, которым теперь не нужно было ждать приглашения кавалера, и они могли при желании самостоятельно в него вступать. Такое определение твиста весьма коррелирует с сюжетной линией главы «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса». Между парой явно пробежала искра, но положение не позволяет ни одному из них даже слегка намекнуть на нечто большее. В танце намеки становятся очевидными. Но именно выбранный твист не позволяет им сблизиться: и Миа, и Винсент наслаждаются и танцем и друг другом, но по законам танца они не могут друг до друга дотронуться, в такой танцевальной паре главенствует принцип равноправья, ведь нет откровенно ведущего или ведомого, поэтому и обмен энергией, и флирт происходят на расстоянии.
Но есть еще одна, более «практичная» причина выбора твиста для упомянутой сцены. Тарантино написал сцену танца Мии и Винсента до того, как на роль был утвержден Джон Траволта. На момент съемок ему было сорок лет и он не мoг двигаться так же свободно и зажигательно, как в «Лихорадке субботнего вечера» (реж. Джон Бэдэм, США, 1977 г.) и «Бриолине» (реж. Рэндал Клайзер, США, 1978 г.). Когда Траволте было восемь, он выиграл соревнования по твисту — еще одна причина, почему выбор режиссера пал на твист. Траволта добавил популярные в то время танцевальные движения «бэтмен», «попутчик», «пловец» и другие и научил двигаться Уму Турман. Тарантино сам с ручной камерой подтанцовывал паре, настолько зажигательным оказался танец.
«Криминальное чтиво» получил множество престижный премий, в том числе «Оскар» и «Золотой Глобус» за лучший сценарий, а также принес Тарантино главный приз Каннского фестиваля — Золотую пальмовую ветвь. Лента оказало влияние не только на индустрию кино и медиа, но, будучи образцовым постмодернистским произведением, повлияла на поп-культуру в целом. За бандитской историей можно разглядеть сложное философское произведение, пронизанное духом своего времени. Однако, нам оно запомнилось, в первую очередь, ярким танцем, ставшим одним из самых популярных и цитируемых в истории кино.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Другие новости по темам
Меренге
Комментарии
Читайте также
Танцор Артём Левин скончался во время фестиваля Bachata's Nights
54988
Александр Шабалкин и Ксения Сереченко: победители конкурса шоу-номеров STARGATE (Видеоинтервью)
49984
Salsa LifeStyle Festival 2015: все грани сальсы (Фоторепортаж)
38641
Танцы и кино: 30 лет культовой танцевальной сцене из «Криминального чтива»
3327
Регистрация
на конкурсы
и фестивали
12.10.2024 - 12.10.2024
12.10.2024 - 12.10.2024
3.11.2024 - 3.11.2024
1.12.2024 - 1.12.2024
21.12.2024 - 22.12.2024