Путешествие Герды и Кая: в Москве прошла премьера нового балета Максима Севагина

Автор
dance.ru
21702
0
21702
12:00 от 28.11.2023
Автор: Оксана Алексеева

24, 25 и 26 ноября в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась мировая премьера балета «Снежная королева». Двухактный спектакль сочинил художественный руководитель балетной труппы Максим Севагин. Редакция Dance.ru побывала на премьере, о сказочных преображениях и поворотах в танцевальном спектакле рассказывает Оксана Алексеева.

В «Снежной королеве» соединились музыка из симфоний Петра Ильича Чайковского, разные техники хореографии, которые использует Максим Севагин, атмосферная сценография Екатерины Моченовой, видеопроекции художника Сергея Рылко, концептуальные и гротесковые костюмы Юлдус Бахтиозиной. По форме балет ближе к классическому: есть адажио, гран-па, вариации, и дуэты, однако в современной интерпретации.

ЭТО БОЛЬШОЙ ВЫЗОВ

Именно музыка П. И. Чайковского вдохновила хореографа на создание балета, идея которого у него зародилась еще в юности, около десяти лет тому назад.

«Музыка всегда для меня первична», – сказал в интервью dance.ru Максим Севагин.

«Снежная королева» – воплощение давней мечты хореографа. Севагин сам скомпоновал части №4, №5 и №6 симфоний П. И. Чайковского, которые составили партитуру для спектакля.

«Музыка Петра Ильича Чайковского, на мой взгляд, потрясающе дополняет, раскрывает историю. Она так совпала со сказкой!.. Выбор музыки просто прекрасен», – считает исполнительница партии Герды Анастасия Лименько.

«Исполнение почти целиком трех последних симфоний Чайковского в один вечер – это большой вызов, – признается дирижер-постановщик балета Федор Безносиков, – ведь исполнение даже одной симфонии требует больших физических и психоэмоциональных затрат. Но вместе с тем это и большое вдохновение, и радость. Эта музыка состоит из определенной классической строгости форм, фактуры и композиции, которые, тем не менее, сочетаются с необыкновенной теплотой, душевностью, сердечностью, бушующими чувствами и переживаниями».


Кай в исполнении Иннокентия Юлдашева

СКАЗКА В ВОСЬМИ СКАЗКАХ

Ганс Христан Андерсен сочинил «сказку в семи сказках». Каждая ситуация, в которой оказываются сначала Кай и Герда вместе, затем Герда – это отдельная история. Максим Севагин при создании либретто к семи главам добавил свою восьмую, которая стала финалом балета. Она о том, что всегда интересует детей, да и взрослых: что же было потом…

При всей сложности задумки, спектакль заявлен как детский, 6+. И происходящее увлекает самых юных зрителей сразу. В начале спектакля злобные тролли, которые разбивают волшебное зеркало, вбегают на сцену из зрительного зала; затем в середине первого акта появляется объемная золотая клетка, которая, наполняясь сладостями, становится каретой, превращаясь потом еще и в котел разбойников.

НА ГРАНИ ДВУХ МИРОВ

В сценографии задействовано немного реальных объектов, таких как клетка или сад роз в начале спектакля. Основное решение – видеоинсталляции художника Сергея Рылко: пейзажи города, лабиринты лесной дороги, снежный ураган, условная клетка разбойников, ледяные сталактиты.

В сценографии делается акцент на различиях между двумя мирами. «Чем дальше от детства, тем более холодный и неприступный мир. Декорации сделаны на этом контрасте – от цветущего сада, живых роз к их замерзшим призракам, похожим на застывший в воздухе снегопад», – рассказывает Екатерина Моченова.

«Замок Снежной королевы встречает Герду, ощетинившись острыми, как бритва, ледяными кристаллами, готовыми пронзить и лишить жизни все живое. Но он изначально хрупок, как хрупка корка льда, в его форме есть этот надлом», – говорит художник-постановщик.

ПАНКУШНЫЕ ОБРАЗЫ И НЕОКЛАССИКА

«Мне хотелось создать сказочный мир вокруг Герды, а ее сделать реальной солнечной девчонкой, лишь с небольшой присыпкой сказочности. Помню в детстве, меня раздражала сахарность Герды», – делится впечатлениями художник Юлдус Бахтиозина, разработавшая костюмы к спектаклю.

У Герды и Кая самые яркие и «теплые» костюмы, солнечного желтого цвета. Другие персонажи – в холодной черно-белой палитре, оттенках серого. Костюмы графичны и сложны с технической точки зрения – пуховики, шляпы с вуалью, барОчные укладки, маски.


Герда и Кай в исполнении Елены Соломянко и Германа Борсая

«В визуальном решении всех персонажей Максим Севагин дал мне полную свободу. Интересно работать, когда нет узких рамок. Очень важно, что я воспринимаю, понимаю Максима прежде всего на чувственном уровне, мне нравится его смелость, желание сочетать новое и традиционное», – признается Юлдус.

Благородный Северный олень благодаря его мягкой, диковатой пластике (Денис Дмитриев) оказывается легко узнаваемым и трогательным в дуэтах с Гердой (Ксения Рыжкова). По задумке художника у Северного оленя на голове нет рогов, их паттерн повторяет узор на трико и образ создается пластически – движениями рук артиста.


Cеверный олень и Герда в исполнении Дениса Дмитриева и Ксении Рыжковой

Первый раз Снежная королева (Эрика Микиртичева) появляется в огромной мантии-пуховике черного цвета, отороченной ледяными цветами. У Королевы серебристо-черный корсет, сделанный будто из обломков льда и сосулек. Лицо закрыто маской (отличает злых персонажей) с торчащими льдинками-иглам. Костюм отражает идею спектакля: Снежная королева – воплощение зла и жестокости.


Снежная королева в исполнении Натальи Сомовой

«Мои детские впечатления связаны с советским фильмом, снятым по мотивам сказки. Намного больше мне нравились Королева и Разбойница, – вспоминает Юлдус Бахтиозина,моя любимая фраза в этом фильме, слова Атаманши: “Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники”. Так часто бывает: положительного героя “несут” яркие неоднозначные персонажи второго плана».


Атаманша в исполнении Георги Смилевски

Юлдус использует пуховики в костюмах и других персонажей – тролли, придворные и волшебница – чтобы создать линии, имитирующие мышцы и гипертрофированные формы их тел.

«Мне очень интересно, как в спектакле сошлись мои, в чем-то панкушные образы, с неоклассической хореографией Максима, – говорит Юлдус Бахтиозина. – Интересно то, как он хореографически обыграл сложные конструкции костюмов и как построил работу с нагрузкой – ведь почти у всех персонажей объемные прически. В этом спектакле у Максима Севагина по-настоящему сложная задача: сохранить баланс между классикой и новаторством, но, мне кажется, ему это удалось».

ОПЫТ И ДЕТСКОСТЬ

«Сказка “Снежная королева” не только для детей, но и для взрослых, она очень мудрая, – говорит исполнитель партии Кая, солист балета театра, лауреат международных конкурсов Евгений Жуков, – работая над спектаклем, каждый из нас привносил свой опыт и знания, но при этом, мне кажется, важно было вернуться и к своим детским ощущениям, соединить опыт и детскость. У Максима очень сложная хореография. Тут важно, фокусируясь на технической стороне, движениях, не потерять драматическую, актерскую сторону. Ведь сказка наполнена переживаниями, эмоциями, и надо актерски вести роль Кая так, чтобы получился характер».

Одна из самых сложных партий у Герды, которая практически не уходит со сцены.

«Герда несмотря на то, что ребенок, обладает стойким характером и душевными силами, она человек с внутренним стержнем, поэтому и достигает намеченной цели. Эти черты Герды мне близки, — признается исполнительница партии Герды, ведущая солистка балета театра, лауреат международных конкурсов Анастасия Лименько,во время работы над ролью мне не пришлось взращивать в себе что-то новое, я опиралась на свои личностные качества. От сказки “Снежная королева” с детства у меня остались очень приятные впечатления. И сегодня в спектакле, я словно оказываюсь в сказочном детском мире».

«Наша история отличается от сказки Андерсена, - продолжает Анастасия Лименько, — в финале зритель увидит Кая и Герду уже взрослыми. И для меня важно показать, как развивается, меняется моя героиня. Хочется, чтобы персонаж получился ярким, наполненным, не только за счет насыщенной хореографии Максима Севагина, но и актерски».


Взрослые Герда и Кай в исполнении Елены Соломянко и Германа Борсая

В финале спектакля уже повзрослевшие Герда и Кай на улицах города встречают афишу спектакля, Снежная королева на фотографии оживает и проходит в черной мантии точно так же, как и в начале спектакля. Все начинается вновь?..

Фотографии предоставлены пресс-службой МАМТ.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

15.02.2025 - 16.02.2025
8.03.2025 - 9.03.2025
29.03.2025 - 29.03.2025

Все для танцев