Биомеханика танца. История развития

Автор
dance.ru
6791
0
6791
19:00 от 27.08.2024
Автор: Надежда Александрова

Неискушенному читателю словосочетание биомеханика танца, скорее всего, будет «резать» ухо. А все потому, что в нем заключен извечный конфликт физиков и лириков науки и искусства. Но как только мы обратимся к определениям двух понятий – «биомеханика» и «танец», нам сразу станет понятно, насколько тесно они связаны и как они необходимы друг другу.

Биомеханика - раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также физические явления, происходящие в них в процессе жизнедеятельности, и перемещения тела в пространстве. (определение из Wikipedia – примечание редакции)

Танец - ритмичные выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. (определение из Wikipedia – примечание редакции)

Движение, вот ключ к разгадке этой взаимосвязи. Танец развивается благодаря науке, при этом давая ей почву для исследований. Прекрасный симбиоз. Поэтому как бы мы не отделяли искусство от науки, без основных, «естественных» законов и принципов биомеханики хореография развиваться не сможет.

С ЧЕГО ЖЕ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Сегодня биомеханику принято считать одной из старейших ветвей биологии. Однако ее становлению способствовали накопленные знания в области философии, физики, теоретической и прикладной механики, анатомии, а технический прогресс привел ее к науке «точных измерений».

Известно, что на движение как феномен обратили внимание ещё тогда, когда единственным методом изучения было наблюдение. Им пользовались художники, изображавшие движение человека, изобретатели, изучавшие полёт птиц. Так, благодаря наблюдениям за естественным механическим движением живых существ, начала зарождаться биомеханика.

Первым в своих трактатах описывал закономерности движения животных и человека Аристотель. Он писал о частях тела, необходимых для перемещения в пространстве (локомоции) о произвольных и непроизвольных движениях, о мотивации движений животных и человека.

Позже Гален (медик римской школы гладиаторов – прим. редакции) экспериментально показал, что конечность попеременно то сгибается внутренними, то разгибается наружными мышцами. Установил связь работы мышц человека с движениями в суставах. Обратил внимание на группы мышц, работающих в одном и противоположном направлениях, так называемые мышцы синергисты и антагонисты. Ввёл понятие о мышечном тонусе.

В мрачный период Средневековья развитие наук приостановилось. Под гнётом религии изучение тела человека и его движений потеряло всякий интерес.



После долгого застоя во всех науках наступила эпоха Возрождения. Телесность снова стала актуальна. Леонардо да Винчи впервые описал функции некоторых костей, нервов и значение каждой мышцы для движения человеческого тела.

ОТ НАБЛЮДЕНИЯ К НАУЧНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ

XIX век - новый этап развития биомеханики физических упражнений. Эдуард и Вильгельм Вебер (немецкие физиологи – прим. редакции) провели классические опыты по изучению ходьбы человека. Они уже использовали экспериментальные способы измерения: горизонтальные линейки, катетометр - прибор для измерения вертикальных расстояний (см. рисунок снизу), часы с терциями. Им удалось определить наклон и вертикальные перемещения туловища, скорость ходьбы, длину и частоту шагов. В биомеханике мышц до сих пор справедлив принцип, сформулированный Э. Вебером: «Сила мышц, при прочих равных условиях, пропорциональна её поперечному сечению».



Новый этап в изучении движений ознаменовало изобретение фотографии. Использование фотоаппаратов позволяло наглядно изучать положения конечностей человеческого тела при беге, ходьбе, прыжке.

Благодаря ей русский физиолог Иван Сеченов детально анализирует физические упражнения: сгибание рук в висе, приседание и вставание на одной ноге («пистолет»). Он подробно описывает работу опорно-двигательного аппарата как рабочей машины, механику мышечного сокращения, функции верхней и нижней конечностей человека.

Параллельно с ним трудился Н. А. Бернштейн, создатель теории современной биомеханики. Он определил разницу между движениями животного и человека. Так как человек наделён разумом, он никогда не двигается просто так. Его движения сопряжены с мотивацией.

БИОМЕХАНИКА В ТЕАТРАЛЬНОМ ПЛАСТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

В сферу искусства термин «биомеханика» пришёл благодаря В. Э. Мейерхольду, который развивал символистскую концепцию «условного театра» и разработал особую методологию актёрского тренажа - биомеханику. Он изучал двигательную деятельность тела актёра как цепь, состоящую из звеньев - двигательных действий.



Он утверждал, что наравне с приобретенными навыками тела существуют внутренние, «естественные» навыки. Они помогают наполнить техническое упражнение жизнью: «Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актёра». Исследование Мейерхольда - ярчайший пример того самого «естественно-научного» начала в искусстве.

БИОМЕХАНИКА ХОРЕОГРАФИИ

Использование биомеханического подхода в процессе обучения исполнительскому мастерству в хореографии позволяет анализировать движение, понимать основную роль определённых мышц, задействованных в движении, развивать двигательные качества, необходимые для достижения высокого уровня профессиональной компетентности танцора.

Ценность биомеханики для хореографии - понимание, создание и закрепление автоматизмов движений. Наравне с автоматизмами тела существуют автоматизмы внутренние, наполняющие хореографические движения естественностью. Безусловно, при подготовке специалистов-хореографов высокого уровня «автоматизация» и закрепление материала в так называемой мышечной памяти играет важную роль. Биомеханический анализ движения позволяет ученику овладеть рациональной техникой выполнения упражнений, понимать его физиологическую составляющую.

БИОМЕХАНИКА СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА

Начало становления научно-теоретической базы бального танца приходится на XX век. В 1924 году Имперское общество учителей танца заложило основу для развития этого направления, разработало основные идеи и стандартизировало технику исполнения.

Спортивные бальные танцы в хореографическом искусстве занимают обособленное положение. Во-первых, многие не могут сопоставить искусство и приставку «спортивный». Во-вторых, не все специалисты воспринимают спортивный бальный танец как самостоятельное хореографическое направление со своей школой исполнительского мастерства и художественной идеей.

Бальный танец объединил национальные истоки и идею каждого танца, трансформируя их в определённую техническую систему исполнения. При этом он не заимствовал другие танцевальные системы в качестве основы, как это было, например, в народно-сценическом танце, методика обучения которому глубоко связана с классическим танцем.



Спортивная составляющая бальных танцев сегодня способствует их постоянному развитию, модернизации техники исполнения, а также требует от танцоров совершенствования мастерства.

Именно сейчас, когда принцип «быстрее, выше, сильнее» становится неотъемлемой частью бальных танцев, на помощь преподавателям и спортсменам приходит биомеханика. Несмотря на одновременный расцвет биомеханики и бальных танцев, все это время они существовали параллельно. И только в последнее время биомеханика приходит на службу танцорам.

Пройдя долгий путь от простых наблюдений, биомеханика эволюционировала в науку. И сейчас невозможно представить прекрасные хореографические линии, высокие прыжки, объемные позиции и выворотные ноги без понимания принципов движения. А главным образом невозможно быть настоящим тренером, если нет знаний и понимания работы каждой мышцы ученика, а также того, как помочь ученику максимально эффективно и безопасно построить свое тело и использовать его в танце.

Подробнее о биомеханике бальных танцев расскажем в следующей статье.

Актуальные новости в нашем Telegram-канале.
Комментарии
Написать


Написать
Отменить
Читайте также

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

12.10.2024 - 12.10.2024
3.11.2024 - 3.11.2024
1.12.2024 - 1.12.2024
21.12.2024 - 22.12.2024

Все для танцев